Онлайн-школа иностранного языка

Главная

+7 (964) 555-21-95

Режим работы: с 10:00-22:00

Скидки на курсы и индивидуальные занятия до 50%

Скидки на курсы
2025-2026 учебного года

свяжемся в течение 15 мин, чтобы чтобы сделать более выгодное предложение
Скидка 20% до 31 сентября
✅ Первое занятие бесплатно
Онлайн-запись на занятие
Love Language Media

Балет «Лебединое озеро». Санкт-Петербургский театр балета: история создания, билеты

Музыка Travel
Балет «Лебединое озеро». Санкт-Петербургский театр балета: история создания, билеты
В 1877 году в Москве, на сцене Большого театра, состоялась премьера балета «Лебединое озеро» композитора П. И. Чайковского. Благодаря тщательно продуманной хореографии и проникновенной музыке, это произведение стало частью мирового культурного наследия.
Команда онлайн-школы иностранных языков "Love Language" подготовили для вас информацию про историю создания балета и его актуальности в современном мире.

Содержание статьи:

История создания

Известный балет, который сегодня невозможно представить без него ни в одном академическом театре, не сразу завоевал народную любовь — в первые годы его судьба была не слишком счастливой.

Заказ на создание партитуры балета «Лебединое озеро» Пётр Ильич Чайковский получил от Московской дирекции императорских театров. Это предложение было необычным для того времени, так как крупные и «серьёзные» композиторы обычно не писали музыку для балетов. Однако Чайковский, который часто работал по заказу, согласился. Позже он написал в письме к Николаю Римскому-Корсакову, что сделал это «... отчасти ради денег, в которых я нуждался, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом жанре музыки».

К своему первому балету автор подошёл очень серьёзно, тщательно изучая все детали и особенности будущего произведения. Его интересовало всё, что могло пригодиться в работе: длина тактов, счёт, мизансцены и сами танцы. Чайковский много времени потратил на изучение других балетных произведений и приступил к работе только летом 1875 года.
В основе музыкальной композиции лежит образ Одетты, который отличается лиричностью, чувственностью и драматизмом. Эта нежность пронизывает всю музыкальную ткань, словно красная нить.

Хотя композитор не стремился к «революции», он смог переосмыслить жанр, который до этого существовал по определённым правилам, и наполнить его новыми идеями. «Лебединое озеро» стало не просто сопровождением для танцев, а полноценным симфоническим произведением.
Работа над музыкальным сопровождением шла споро и успешно, и уже в сентябре 1876 года на сцене Большого театра начались репетиции. Либретто, которое, по разным версиям, могло быть вдохновлено множеством немецких легенд, стихотворений Генриха Гейне или Александра Пушкина, было написано Василием Гельцером при участии Владимира Бегичева. Постановщиком балета стал Вацлав Рейзингер, уроженец Праги, которого в 1873 году пригласили в Большой театр на должность балетмейстера.

К моменту премьеры «Лебединого озера» спектакли Рейзингера уже несколько лет подряд не имели успеха, поэтому новая работа не получила должного внимания и осталась незамеченной. Свою роль сыграла и неудачная постановка — первое представление, которое состоялось 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1877 года, провалилось с треском.

Основной причиной считают скучную и однообразную хореографию, хотя досталось и музыке Чайковского. Неподготовленные зрители не смогли оценить сложную мелодику, наполненную глубоким смыслом. Поначалу даже писали, что балет «беден мелодиями», а партитура — его «самое слабое место». Однако позже стало ясно, что музыка композитора — это не иллюстрация либретто, а его аудио-комментарий, который гармонично дополняет отдельные эпизоды и служит связующим звеном.

«Лебединое озеро» в Мариинском театре

Создание произведения, которое мы знаем сегодня, произошло почти через два десятилетия в Мариинском театре. На этот раз за балет «Лебединое озеро» взялись прославленный хореограф Мариус Петипа и его ассистент Лев Иванов. Петипа лично работал над сценарием, стремясь придать действию стройность, понятность и эмоциональность. Его идеей было противопоставление чёрного лебедя Одиллии светлому образу главной героини.
Не менее значимый вклад в произведение внёс талантливый хореограф Иванов, который оставался в тени своего наставника. Именно ему принадлежат изящные «лебединые» сцены и идея отказаться от искусственных крыльев, которые раньше крепились к костюмам балерин. С этого момента движения рук танцовщиц стали напоминать взмахи крыльев, создавая выразительный образ.

Также Иванов создал одну из самых узнаваемых сцен — «Танец маленьких лебедей», которая стала ярким воплощением танцевальной симфонии.
Дирижёр Риккардо Дриго, большой поклонник творчества Чайковского, работал над изменением партитуры. Он исключил секстет главных героев и заменил его на великолепное па-де-де Одиллии и Принца. Также он убрал финал с бурей и оркестровал и добавил три фортепианные пьесы Чайковского: «Шалунью», «Искорку» и «Немножко Шопена».
К сожалению, в Мариинском театре произведение было представлено уже после смерти Чайковского — 15 января 1895 года. Роль Одетты-Одиллии исполнила очаровательная итальянка Пьерина Леньяни. Она стала первой в мире исполнительницей знаменитых 32 фуэте подряд. Роль её спасителя досталась Павлу Гердту, которому было уже 51 год. Из-за возраста Гердта вариация Зигфрида была сокращена, а в адажио Королева лебедей танцевала не со своим возлюбленным, а с Бенно фон Зоммерштерном.
Театральные деятели и преданные поклонники классики восприняли постановку «Лебединого озера» в Мариинском театре довольно сдержанно, но большинство зрителей, уже очарованных «Спящей красавицей» и «Щелкунчиком», встретили новую интерпретацию с восторгом. Музыка, напоминающая «песни без слов», лирические «лебединые» сцены и великолепная хореография произвели настоящий фурор.
Спектакль стал неотъемлемой частью репертуара петербургской труппы. Хотя изначально главная роль принадлежала Пьерине Леньяни, после её отъезда из России в роли Одетты-Одиллии выступали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина и многие другие. В советское время в спектакле блистали Марина Семёнова, Галина Уланова, Константин Сергеев, а в наши дни — Ульяна Лопаткина, Фарух Рузиматов, Диана Вишнёва и Светлана Захарова.

Советское переосмысление

В 1933 году Агриппина Ваганова решила изменить «Лебединое озеро», чтобы сделать его более понятным и доступным для широкой аудитории. Она хотела убрать мистику и лишние условности, заменив их романтической историей.

Так, принц стал графом, а злой волшебник Ротбарт — герцогом, который хотел выгодно выдать замуж свою дочь. Но самые значительные изменения коснулись финала. Вместо счастливого конца птица, раненная герцогом, умирала на руках графа, а он в отчаянии пронзал себя кинжалом.

Интересно, что Ваганова также предложила поручить партии белого и чёрного лебедей двум балеринам. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть разницу между персонажами и сделать их более правдоподобными.

В такой версии спектакль шёл в Ленинграде до лета 1941 года. Однако от трагического финала впоследствии отказались как Константин Сергеев, который поставил балет в Мариинском театре, так и Юрий Григорович, который создал свою версию в Большом театре. Но идеи Вагановой можно увидеть и в современных постановках — в движениях рук лебедей и в сцене встречи Одетты и Зигфрида.

Представление за границей

В 1911 году, осенью, в Великобритании впервые было представлено высокое искусство, которое находилось за пределами Российской империи. Стоит отметить, что представление, которое было дано артистами «Русских сезонов Сергея Дягилева» в Лондоне, было сокращено: вместо четырёх актов было показано только два.

Новую версию подготовил Михаил Фокин, который тесно сотрудничал с Дягилевым и поставил для него свои лучшие балеты.

В 1934 году лондонская труппа осуществила первую зарубежную постановку «Лебединого озера». А ещё через два года знаменитый эмигрант Серж Лифарь перенёс балет на французскую сцену. С тех пор спектакль о девушке-лебеде начал своё триумфальное путешествие по миру.

Этот балет стал знаковым и для другого легендарного российского эмигранта — Рудольфа Нуреева. Постановка в его собственной редакции, созданная им в Венской опере для себя и Марго Фонтейн, произвела фурор, а премьера попала в Книгу рекордов Гиннеса за наибольшее количество вызовов артистов на поклон. Артистов вызывали за занавес 89 раз! Это число до сих пор остаётся рекордным.

Постановка в наши дни

С течением времени интерес к этому спектаклю не только не ослабевает, но и продолжает расти. Его можно увидеть в репертуаре практически всех театров России, а за рубежом он неизменно пользуется успехом.
Можно с уверенностью сказать, что «Лебединое озеро» занимает особое место в культурной жизни Санкт-Петербурга. Именно здесь, в Северной столице, была создана та самая, классическая версия балета.
Особенно популярны постановки в Мариинском и Михайловском театрах, а также в Театре балета имени Леонида Якобсона. Последний привнёс в спектакль новые краски, чтобы ярче продемонстрировать все его возможности.
Стильные декорации, созданные художником Вячеславом Окуневым, и тонкая сценография соответствуют современным требованиям, подчёркивая достоинства классической формы.
Конечно, за 150 лет существования балета произошло немало событий. В 1991 году он стал символом Августовского путча. Несколько дней подряд его показывали по телевизору по всей стране, заменяя другие передачи. Однако это не мешает ценителям балета наслаждаться ярким и многогранным танцем, содержательной музыкой и волшебной, романтичной атмосферой «Лебединого озера».

Либретто «Лебединого озера»

В саду замка Владетельной принцессы собрались друзья, ожидая появления её сына, чтобы отправиться с ним на праздник совершеннолетия. Принцесса, появившаяся под звуки фанфар, напомнила Зигфриду о том, что на предстоящем балу ему предстоит выбрать себе невесту. Это не понравилось главному герою, но он ничего не мог поделать.
Когда стемнело, принц с приближёнными решил отправиться на охоту.
Выйдя из густого леса, они увидели таинственное озеро, по глади которого скользили прекрасные белые лебеди. Одна из птиц была украшена золотой короной. Охотники начали стрелять, но птицы остались невредимы. Когда они отплыли подальше, в лунном свете они превратились в прекрасных девушек.
Принц был очарован королевой — Одеттой. Она рассказала ему о своей печальной судьбе: коварный волшебник наложил на них проклятие, и только ночью девушки могли принимать свой истинный облик. Чтобы снять проклятие с Одетты и её подруг, нужно было найти юношу, который никогда никому не клялся в любви. Он должен был принести клятву королеве и остаться ей верным.
С наступлением утра девушки снова превратились в птиц и улетели. За ними последовал филин — могущественный и опасный колдун.
Действие снова переместилось в замок, где продолжалось пышное торжество. Дважды прозвучали трубы, возвещая о прибытии гостей. Но принц не мог думать ни о ком, кроме заколдованной девушки. Когда трубы протрубили в третий раз, во владения прибыл рыцарь Ротбарт с юной дочерью Одиллией, которая была похожа на принцессу-лебедя как две капли воды.

Принц решил, что гостья и есть та самая таинственная незнакомка, и бросился к ней, объявляя своей избранницей. В этот момент в окне появилась лебедь-Одетта, которую заметил Зигфрид.
Осознав свою ужасную ошибку, он в панике выбегает из замка и бежит к пруду, где отчаявшаяся Царевна пытается броситься в воду.

Добежав до места, принц понимает, что это было подстроено коварным врагом, и он готов умереть вместе с Одеттой, чтобы они могли быть вместе даже после смерти.

Она бежит к озеру. В этот момент появляется филин, который пытается превратить девушку обратно в птицу. Зигфрид бросается на волшебника, чтобы помешать ему, а затем прыгает в воду вслед за Одеттой. Колдун падает замертво.

Однако существует и другой, счастливый финал, который был создан в Мариинском театре во второй половине прошлого века.

На берегу таинственного озера, куда прибежал Зигфрид, осознав произошедшее в зале, злодей пытается уничтожить молодого человека. Он использует свою магию, начинается буря, и вода выходит из берегов.

Но Одетта-лебедь нападает на Ротбарта — даже смерть не пугает её ради любви. Главные герои побеждают, колдун умирает, а прекрасное создание навсегда становится прекрасной девушкой.

О событии

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге 19 июля 2025 года состоится балет «Лебединое озеро» в исполнении театра «Санкт-Петербургский классический балет» под руководством Антона Плоома и Анастасии Ломаченковой.
Курс английского языка для детей
Онлайн-школа, где обучение языку становится приключением!
2400+
Отзывов
Младшие 5+
Средние 10+
Старшие 14+
Запишитесь прямо сейчас и получите
скидку 20% на первый месяц обучения!
Записаться на бесплатный урок

Программа

В Санкт-Петербурге состоится показ всемирно известного балета «Лебединое озеро», который пройдёт в сопровождении симфонического оркестра. Зрители увидят трогательную историю любви, созданную гением композитора Петра Чайковского и хореографов Мариуса Петипа и Льва Иванова в 1895 году.
Действие балета будет разворачиваться на фоне мультимедийных декораций.
В основе либретто Владимира Бегичева лежат народные мотивы.

Сюжет разворачивается следующим образом: днём чары, наложенные на Одетту, теряют силу, и она вновь становится прекрасной девушкой. На озере она встречает других заколдованных девушек-лебедей и становится их королевой. Только истинная любовь может разрушить чары. Но если обет будет нарушен, Одетта навсегда останется лебедем.
Зигфрид, достигший совершеннолетия, увидел стаю лебедей над дворцовым парком и последовал за ними к озеру. Там он встретил Одетту. Поражённый её красотой и тронутый её историей, Зигфрид страстно и трепетно говорит с ней о любви, которая родилась в его сердце. Но чары коварного колдуна не знают границ.
На балу в замке Зигфрид был обманут: ему показалось, что в Одиллии он увидел Одетту, которой он отдал всю свою любовь. Поняв свою ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении. Не получив его, он бросает вызов хозяину озера. В бесстрашной битве он ломает крыло Ротбарта. Колдун падает, его сила уходит, и он умирает, а чары рассеиваются.
В четырёх частях балета чередуются реальные и фантастические сцены, передавая проникновенность и безупречную интонационную чистоту. Продолжительность спектакля с антрактом составляет два часа пятнадцать минут.

Билеты и цены

Стоимость посещения балета «Лебединое озеро», который пройдёт 19 июля 2025 года в Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, варьируется от 1 200 до 5 000 рублей. Билеты необходимы для каждого зрителя, включая детей.
Made on
Tilda